Функциональная грамотность школьников
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы
Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf
Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php
Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/
СИПКРО. Функциональная грамотность обучающихся
Методические пособия для педагогов по преподаванию курса «Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы». Материалы для организации и проведения региональных мониторингов степени сформированности читательской, математической и естественнонаучной грамотности обучающихся
Ссылка: https://www.sipkro.ru/projects/funktsionalnaya-gramotnost/
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»
http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php
СИПКРО
http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo
Издательство «Просвещение»
https://media.prosv.ru/fg/
Банк тестов
https://banktestov.ru/test/3674
Московский центр качества образования
https://mcko.ru/articles/2127
Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебник
https://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность- способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность– знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.